Кризисы – явление непостоянное, но повторяющееся. В последнюю декаду мы стали свидетелями различных политических и экономических преобразований, порождающих сложную рыночную обстановку. Хотя некоторые политические маневры были непредсказуемы, бизнес чувствовал себя достаточно уверенно, адаптировался и строил долгосрочные стратегии развития. Но всё внезапно изменилось, когда на мировую арену вышел он — коронакризис.
Как действовать в отсутствии четких гайдов и профессиональных советов, если горизонт планирования внезапно сужается до недели? Разбираем опыт стойкого сопротивления непредвиденным обстоятельствам с руководителем компании Megaros, Владимиром Николиным.
Официальная информация о компании
Компания Megaros была образована в 2008 году. Сфера деятельности – оптовые продажи автозапчастей для легковых автомобилей зарубежного и отечественного производства. С 2011 года входит в состав закупочного союза AutoDistribution Russia, который в свою очередь является частью крупнейшей европейской организации дистрибьюторов автозапчастей AutoDistribution International. Компания представлена в Омске, Новосибирске, Тюмени, Москве. В портфеле предприятия долгосрочные контракты с производителями KYB, GATES, FILTRON, BOSCH, AJUSA, NIBK, MANN, ERA и др.
Мы уникальная компания – работаем сразу в двух сегментах рынка: b2b и b2c. Компания Megaros имеет свой защищенный канал сбыта – партнерскую региональную сеть автокомплексов REAKTOR (на данный момент 24 станции технического обслуживания в Омске, Новосибирске, Тюмени).
Многие поставщики прямой дистрибьюции стремятся занять лидирующие позиции на полках REAKTOR, так как данная сеть занимает значимую долю и является лидером рынка в СФО. Более 400 тысяч клиентов ежегодно доверяют партнерской сети REAKTOR ремонт и обслуживание автомобилей.
Ковид ударил по каждому
Локдаун 2020 года стал значимым кризисом, который в первую очередь убил перспективу планирования. Если до этого момента у меня был составлен подробный финансовый план на год вперед, то из-за пандемии горизонт планирования сократился до недели. На рынке возникла неприятная ситуация разорванных цепочек поставок: завод-дистрибьютор-клиент.
Растерянными оказались как поставщики, так и конечный клиент. Возникла ситуация, в которой не было четких правил и инструкций, была лишь пугающая неизвестность. Состояние неопределенности на всех уровнях: дезориентированы оказались власти, банки, бизнес, простые люди.
Первая волна, начавшаяся с китайских предприятий, перекинулась на европейские, сместив сроки поставки вплоть до полугода. Многие компании в момент ушли с рынка. Это привело к дефициту сначала китайских брендов, затем европейских. До сих пор некоторые цепочки поставок не налажены, а большинство заводов так и не вышли на докризисные мощности. Дефицит продукции по большинству брендов сохраняется и сейчас.
По законам всех экономических кризисов, в сложных условиях нужно больше тратить, чтобы преодолеть рецессию. Но люди, напротив, стремятся экономить, стараясь покупать только самое необходимое. Поэтому запчасти «переехали» с 8-9 места потребительской корзины на несколько позиций ниже. Также мы фиксируем смещение продаж из премиальных брендов в эконом-сегмент.
Правила выживания: адаптация или реформы?
Мы не стали сидеть сложа руки и наблюдать, как вокруг все рушится. Произошла жесточайшая оптимизация: мы пересмотрели схемы работы, отказались от аренды офисов, перевели на удаленку тех, кто может работать в домашних условиях. В первую очередь в новом формате стали работать отдел закупок, бухгалтерия, менеджеры бэк-офиса, которые осуществляют поддержку клиентов. 90% этих сотрудников по-прежнему находятся на удаленке. В компании никого не сократили и не уволили, наоборот – расширили штат. Мы точно знали, именно в это сложное время понадобятся дополнительные силы, чтобы расти в момент, когда конкуренты сокращают активность или вовсе закрываются.
Мы сильно рисковали, первое время работали в минус, но не позволяли снижать темп работы. Адаптация к новым условиям заняла три месяца, затем наш локомотив набрал скорость и по итогам года оказалось, что 2020 стал самым успешным в истории компании. Мы благополучно перестроились и вышли на прежние показатели эффективности, а значит, многое было сделано вовремя и правильно.
Время для развития – сейчас
В данный момент мы расширяем экспансию на Восток – как раз в это время открывается значимый для нас объект в Новосибирске площадью 1800 кв.м. Он даст дополнительный толчок развития отрасли в Барнауле, Кемерово, Новокузнецке и Томске, а в следующем году к этим городам присоединится и Красноярск. Параллельно с открытием оптовых подразделений запускаются новые автокомплексы под брендом REAKTOR.
Все больше профессиональных участников рынка обращаются в компанию Megaros, и всё большие количество автовладельцев обращаются в партнерскую сеть REAKTOR за техническим обслуживанием и ремонтом своих автомобилей.
Наш бизнес выстоял еще и потому, что был сложен из крепких и надежных кирпичиков: сильной команды, верных партнеров, хорошей поддержки. Сердцем компании Megaros является платформа ABCP, по нашему мнению, это лучшее, что есть из доступных продуктов на этом рынке.
Владимир Николин, Компания Megaros megaros.ru +7(3812)433-655 shop@megaros.ru